18 декабря 2007

Ахмад бин Ханбаль - ученый и аскет

Сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и один из величайших ученых - Абдулла ибн Мас'уд сказал: "Пускай никто из вас не следует в своей религии за кем-то. Если он будет в имане, то человек будет за ним идти в имане, если он впадет в куфр, то тот, который идет за ним - тоже впадет в куфр. Но если вы обязательно должны за кем-то следовать, то следуйте за мертвым, ибо поистине, он защищен от фитны, которая постигает живых".

И поэтому в этой статье, мы расскажем о том человеке, который является примером для многих, тот, следование за которым разрешается для каждого из нас и это один из величайших имамов, которые когда-то основали само понятие фикха, само понятие Шариата и многие другие вещи.
В 164 г.х. в Багдад прибыл караван из города Мерв, который находился в Ираке. И в этом караване находилась одна женщина, у которой муж скончался в Мерве и у нее остался дом в Багдаде и несколько лавок, которые приносили доход. Она была беременна. Родился у нее сын в этот же год. В 164г.х. родился мальчик, которого эта женщина назвала Ахмад. И этот человек стал позднее известен, как Ахмад бин Ханбаль - один из величайших людей, которые когда-либо были на этой земле, после сподвижников и таби'инов.

Ахмад бин Ханбаль родился в этой семье. Они были очень небогатые. То, что они зарабатывали, - им хватало только на пропитание. Мать всегда смотрела - что выйдет из сына? К чему больше он предрасположен? Или же к воинскому делу, каким был его отец, - офицер исламской армии, или же больше всего он предрасположен к получению исламских знаний и в конце концов Ахмад бин Ханбаль показал себя, что в 15 лет он выделился среди своих сверстников феноменальной памятью и способностью запоминать и заучивать все то, что он слышал. Когда ему исполнилось 15 лет, он понял что обошел в Багдаде всех ученых и получил у них знания, которые у них были и он решил продолжить путешествие, чтобы получать знания. Это не сейчас, когда у нас, есть под руками Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим. Тогда не было такого и человек, которых искал знание, непременно должен был отправляться в путешествие, которое было не длиной в неделю, а длиною в месяцы. И Ахмад бин Ханбаль посмотрел, что у него не было ничего из того, чтобы он мог взять с собою в дорогу, но несмотря на это его ничего не смогло остановить.

У него были те деньги, которые необходимы были для поддержания жизни, и он вышел в путь, с этим намерением для того, чтобы получать знания на пути Аллаха. В 15 лет он отправился и совершил путешествие до Йемена, с территории Ирака, потом он вернулся в Басру на территории Ирака, потом отправился в Египет. Из Египта отправился на территорию Шама в Палестину, Сирию. Оттуда вернулся обратно, пересек Египет, дошел до территории Алжира, откуда вернулся обратно в Мекку, а из Мекки в Медину и таким образом он путешествовал и на все это у него уходили годы. Ахмад бин Ханбаль учился свыше, чем у 280 шейхов. Он сказал: "Я не оставил ни одного ученого, ни в одном городе, который посетил не иначе, как взял у него знание, которое у него было". Все хадисы, которые были у ученых, хранились у них, Ахмад бин Ханбаль записывал и оставлял в своей памяти.

Это был тот человек, пример которого в аскетизме приводят до сих пор как идеал, как образ, как эталон, для того, чтобы люди смотрели на человека, как он жил, как он существовал. Ахмад бин Ханбаль женился лишь тогда, когда ему было 40 лет. До этого он сказал, что все остальное будет отвлекать его от получения знаний. Ахмад бин Ханбаль описал свою жизнь в двух словах, - "с чернильницей до могилы". И так же он сказал: "Я требовать буду знания до тех пор, пока не займу свое место в могиле". Этими двумя фразами ученые описали то, каков был имам Ахмад на самом деле.

У него не было денег на то, чтобы иметь лошадь или верблюда и Ахмад бин Ханбаль совершал путешествия пешком. Он прошел из Багдада до территории Турции, в город Тарсус, пешком. Можете себе представить - пересечь пустыню пешком, - отправиться за знаниями. Ахмад бин Ханбаль посетил Макку и Мадину 5 раз совершая Хадж. И три раза он совершил его пешком. Из Багдада дойти до Мекки пешком. И рассказывается, что однажды Ахмад бин Ханбаль, когда совершал Хадж пешком, он потратил за весь путь всего 30 дирхамов, которых ему хватило, чтобы совершить Хадж и вернуться обратно в Багдад. Это были ничтожные деньги, на которые можно было прожить максимум месяц. Также он абсолютно без копейки приехал в Йемен, где был один из величайших ученых - Абд ар-Разакъ ас-Сан'ани, в городе Сан'а, в столице Йемена. И когда он туда прибыл, он оставался у Абд ар-Разакъа ас-Син'ани целый год, обучаясь у него. И в один из моментов у Ахмада бин Ханбаля закончились деньги вообще. И имам Ахмад отличался от остальных тем, что он никогда, ни у кого, ничего не брал. То, что ему предлагали, пытались вручить он никогда не брал, отказывался, тем более от правителей. И в этот момент шейх Абд ар-Разакъ ас-Сан'ани узнал о том, что его ученик - нищий, у него нет ничего, чтобы поесть.

В один из моментов, когда они читали молитву и шейх Ас-Син'ани поставил Ахмада впереди себя имамом, Ахмад ошибся в молитве, после чего совершил саджда. И после этого Абд ар-Разакъ ас-Сан'ани спросил: "Ахмад, в чем причина? О чем ты думал? Почему ты ошибся в молитве?". Ахмад бин Ханбаль сказал: "Я не хочу об этом говорить". И он допытывал его до тех пор, пока Ахмад бин Ханбаль не признался, что он не ел 3 дня и по причине этого совершил ошибку в молитве, потому, что у него было состояние голодного обморока.

И тогда шейх Абд ар-Разакъ ас-Сан'ани послал ему 100 дирхамов, которые Ахмад бин Ханбаль отправил обратно, сказав: "Передайте шейху, что если бы я принимал от кого-то из людей что-то, то в первую очередь я принял бы от него подарок" . После этого Ахмад бин Ханбаль отправился на рынок, где продавали хлеб и продал свои сандали для того, чтобы купить себе несколько кусков хлеба. И это был действительно тот пример, как жили ученые и как они получали знание.
Однажды, когда он был в Мекке, для получения знаний, он совершал гъусль и в этот момент у него украли одежду. Представьте себе, у Ахмада бин Ханбаля, у которого нет дома, нет ничего, и у него украли последнее. И к нему пришел его друг, который сказал: "Ахмад у меня есть 100 дирхамов, купи себе все, что можешь". И Ахмад бин Ханбаль даже в этом состоянии отказался.
Пример Ахмада бин Ханбаля и его сына Абдуллы, как пример двух праведников приводится во многих книгах. Имам Ахмад бин Ханбаль, когда делал завещание в наставление своему сыну Абдулле он говорил: "Ризкъ твоего Господа лучше, чем все то, что ты можешь получить в этой дунья" . И когда он остался в Мекке без одежды друг ему предложил деньги, а он отказался. Что произошло дальше? Он продолжал настаивать, так как знал, что у Ахмада нет ничего. И тогда Ахмад сказал: "Хорошо, давай договоримся так, - сейчас здесь, не сходя с места, я напишу тебе то, что я слышал от Суфьяна ибн У'ейны, - одного из таби'инов. Ты хотел прочитать его труды, я сейчас на память тебе напишу на бумаге все, что я получал от него и после этого ты мне дашь несколько дирхамов за эту работу" . Они договорились. Ахмад бин Ханбаль составил все, что слышал от Суфьяна ибн У'ейны и передал ему. Тот передал ему несколько дирхамов, на которые Ахмад бин Ханбаль смог себе купить одежду, отправившись на рынок.

И примеры Ахмада бин Ханбаля в том, как он себя вел, действительно поразительны. Ахмад бин Ханбаль был высоким и очень худым человеком. Его сын Абдулла говорит: "Отец постоянно привязывал пояс, затягивал от голода, потому что у него не было ничего". Он был высоким, светлым кожей и с большой бородой.

Его сын Абдулла говорит: "Клянусь Аллахом, я видел, как мой отец каждый день питался одним хлебом. Он доставал из своих закромов куски хлеба, черствого, засохшего, лепешки, после этого я видел как они были покрыты песком и пылью и он клал их в сосуд, поливал сверху горячей водой, размачивал, доставал оттуда, посыпал солью и ел и я не видел, чтобы он ел что-то другое, кроме как, - говорит, что в некоторые дни Ахмад бин Ханбаль позволял себе купить иногда фиников, или купить виноград, или арбуз, который он ел вместе с хлебом". Абдулла говорит, что не видел, чтобы он еще чем-то питался. И также Абдулла говорит: "Клянусь Аллахом, иногда мы покупали для себя что-то из фруктов и прятали это от отца, боялись того, что он увидит и обругает нас за то, что мы делаем подобный исраф в деньгах".

То же, что касается знаний Ахмада бин Ханбаля, то Абу Зарра ар-Рази, - один из величайших ученых того времени, сказал: "Я свидетельствую, что Ахмад бин Ханбаль знает наизусть миллион хадисов". Но мы зададимся вопросом: "Действительно ли существует миллион хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветсвует?". И имам Аз-Захаби, объясняя это высказывание сказал: "В то время, ученые включали в понятие хадиса не только высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но и высказывания сподвижников и фетвы таби'инов". И Ахмад бин Ханбаль знал полностью миллион этих высказываний. И у каждого из них он знал полностью иснад: кто передает, каков этот человек. Ахмад бин Ханбаль говорил своему сыну Абдулле: "Открой любую книгу, скажи мне любой хадис, и я передам тебе его иснад".

А то, что касается поведения Ахмада бин Ханбаля и его жизни, то если мы скажем, что Ахмад бин Ханбаль был нищим, у него не было ничего кроме двух одежд, что у него не было никакого имущества, то может создаться впечатление, что человек жил как-то неряшливо. Но ученые поражались тому, как жил Ахмад бин Ханбаль несмотря на свою нищету. Его ученики сказали: "Мы не видели никого чистоплотнее Ахмада бин Ханбаля и не видели никого, у кого бы одежда была белее, чем у него".

И когда Ахмада бин Ханбаля спрашивали по поводу его аскетизма, он говорил: "Клянусь Аллахом лишь страх заставляет меня не есть и не пить по своему желанию. Это еда без еды и одежда без одежды. От нее ничего не останется в конце концов в ахира. И поистине, эти дни скоро пройдут, - они ничтожны. И ничто не сравнится с бедностью". Ученики говорили: "Маджлисы Ахмада бин Ханбаля - это были маджлис уль-ахира. В них он говорил только об ахира и ни о чем из дунья". И этот человек отличался также тем, что он не любил смеяться, он никогда не смеялся впустую, как это делают некоторые.

Один из шейхов Ахмада бин Ханбаля, у которого последний учился, однажды давал лекцию и не увидел, как Ахмад бин Ханбаль пришел и сел позади него. И он, разговорившись со своими учениками пошутил и ученики рассмеялись. И шейх повернулся и увидел Ахмада, затем развернулся к ученикам и сказал: "Почему вы не сказали, что Ахмад здесь, чтобы я наконец не шутил при нем?".

Что касается его личных качеств, то передается, что Ахмад бин Ханбаль никогда не злился ни на кого ради себя. Вся его любовь и ненависть была только ради Аллаха. Когда Ахмад бин Ханбаль слышал про какого-то человека, которого отличает его аскетизм и его праведные поступки, - Ахмад бин Ханбаль старался расспросить про него и узнать кто он такой, для того, чтобы отправиться к нему и познакомиться. Но его сын Абдулла говорил, что когда до Ахмада доходили слухи, что кто-то поступает так-то или какое-то бид'а появилось, или кто-то совершает харам, - Ахмад бин Ханбаль менялся в лице полностью и он думал, что это другой человек. Он гневался, когда нарушались запреты Аллаха, но он никогда не гневался за себя.

У Ахмада бин Ханбаля, когда он жил в Багдаде, были самые скверные соседи, которые издевались над ним каждый день и Ахмад бин Ханбаль терпел их, относясь спокойно, но когда это касалось запертов Аллаха, Ахмад бин Ханбаль выходил из себя во гневе.

Однажды один из учеников пришел утром к Ахмаду бин Ханбалю и спросил: "Как ты проснулся, шейх?". И посмотрите, как он ответил: "Как может проснуться тот, чей Господь требует от него выполнения его обязанностей, а его Пророк требует исполнить Сунну; два ангела требуют, чтобы он совершал благие дела; его нафс (душа) подстрекает и требует срасти; Иблис призывает его к грехам; а ангел смерти ждет, когда забрать его душу; а его семья требует, чтобы он нашел что-то, чем бы они могли питаться этим днем. Как может проснуться человек, на котором сошлись все эти свойства?" .

Ярлыки: