08 декабря 2007

Практическое Единобожие

Слава Аллаху – Господу миров.

Да будет благословение и милость Аллаха над Его пророком Мухаммадом.

Тот, кого поведёт Аллах прямым путём, того никто не собьет с него, а кого заблудит Аллах, не будет ему наставника.

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад – раб его и посланник.

В золотое время ислама учёные ввели в исламскую терминологию слово «Таухид», т.е. Единобожие. Этот термин не упоминается ни в Священном Коране, ни в Сунне. Первым его употребил сподвижник пророка ибн Аббас (да будет доволен им Аллах).

До ибн Таймии выделяли два вида Единобожия: Единобожие в познании и Единобожие в деяниях. Другими словами, теоретическое и практическое Единобожие, но нас интересует именно практическое.

Признание Аллаха как Творца не требует от современного человека больших усилий, ведь с концепцией монотеизма согласны почти все основные конфессии. Большинство этнических мусульман, разделяя на практике все предрассудки окружающего их социума и сохраняя пережитки джахилии, тем не менее, подсознательно убеждены, что являются именно единобожниками. Но их вера не меняет их образ жизни, их зависимость от общественного мнения, не толкает их на какие-то благие деяния и не удерживает от дурных поступков.

Более того, у многих людей, специализирующихся в области исламских наук, у клерикалов, учёных и студентов изучение аспектов Единобожия носит познавательно-информационный характер, накопленная ими информация не трансформируется в действие.

Стандартное оправдание многих исламских клерикалов сводится, как правило, к тому, что беда мусульман – безграмотность. Однако полки исламских библиотек ломятся от научных трудов, ежегодно исламские вузы выпускают десятки тысяч теологов и правоведов, ежедневно проводятся научные форумы, исламские конференции, подписываются резолюции. Интернет полон лекциями, книгами, наши богословы не слезают с минбаров…
Недостаток не в знании и образовании, а в воплощении в жизнь этого знания. Лучше всех эту проблему сформулировал известный исламский мыслитель имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах), когда сказал: «Мало тех, кто знает, среди них ещё меньше тех, кто практикует, и совсем мало тех, кто искренен».

Исламское вероучение пишется не только на пергаменте, но и на страницах истории; не только чернилами ученых, но и кровью мучеников. Посредством таких людей Всевышний Аллах не раз спасал эту Умму.

Что же такое таухид на практике?

Вспомните стойкость имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах) во время спора с мутазилитами, когда все учёные Уммы под угрозами правящей династии стали утверждать сотворенность Корана. Даже после долгого заточения и экзекуций он не отрёкся от истины, опасаясь заблуждения всей Уммы. По воспоминаниям самого имама Ахмада, ему было нанесено в общей сложности более тысячи восьмисот ударов плетью, а сокамерники сдирали отмершую плоть с его спины.

«Да смилуется Аллах над карманным вором Абу аль-Хайсамом», — часто говорил имам, «Когда меня принесли с очередной экзекуции, ко мне подошёл человек, представился Абу аль-Хайсамом и сказал: «Имам, я карманный вор и получил за это несколько тысяч плетей за свою жизнь, всё это я получил справедливо, терпел и возвращался к своим старым деяниям, так терпи же и ты, ведь ты на истинном пути».

Имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) провёл свои последние дни в застенках. Его объявили неповинующимся Халифу, а его неповиновение заключалось в том, что имам отказался принять должность судьи в Басре. Он не желал своим авторитетом прикрывать коррумпированный суд и неправедные решения. Абу Ханифа провозглашал Единобожие не только в своих многочисленных трудах, но и тем, что закончил свои дни в тюремной камере. Это наглядный пример проявления практического Единобожия.

Во время нашествия татаро-монголов на Дамаск тогдашний правитель Захир Бейбарс потребовал от учёных-теологов фетву о сборе новых налогов для ведения войны. Улемы заявили, что они согласятся только в том случае, если знаменитый учёный того времени имам Навави подпишет фетву. Умма действительно нуждалась в средствах, сбор дополнительных налогов значительно улучшил бы положение на фронте, а канонически рассматривался как богоугодное дело. Тем не менее, имам Навави отказался подписать фетву. Он потребовал у Бейбарса продать все свои дворцы, наложниц, музыкантов и другие блага руководителя страны, направить эти средства на защиту Уммы и только тогда вводить новый налог.

За такую принципиальность он был сослан на свою родину в Наву и вернулся в Дамаск только после смерти Бейбарса.

Да мало ли таких примеров стойкости ради воплощения в жизнь замысла Творца – сотни и тысячи.

О чём думал раб Билал (да будет доволен им Аллах) когда курайшиты пытали его в раскалённой пустыне, чтобы тот отказался от своей веры, а он в ответ произносил только «Един, един…».

Или Саид Кутб в середине 60-х прошлого века, когда после вынесения ему смертного приговора диктатор Египта Гамаль Абдунасер предложил ему пост министра культуры при условии, что Кутб отречётся от своих книг. В ответ Саид произнёс свою знаменитую фразу: «Рука, которая в молитве свидетельствует о Единобожии, не может подписаться даже под одной буквой тирана». Он был повешен как изменник родины после пятнадцатилетнего заключения в военных тюрьмах.

На его казни присутствовал шейх аль-Азхара и требовал у Кутба произнести слова свидетельства Единобожия перед смертью, на что мыслитель ответил: «Вы набиваете животы и карманы с помощью этого свидетельства, а мы за него умираем».
О чём думал имам ибн Таймия, когда писал на стене хамавийской тюрьмы свою последнюю книгу? Или помощница Саида Кутба Зайнаб аль-Газаль, когда ей выносили приговор о пожизненном заключении после восьми месяцев непрерывных пыток, а она только смеялась в лицо судьи?

Эти люди думали о Единобожии, о его воплощении в жизнь, о возвышении Слова Аллаха на Земле. Они поняли суть Ислама, они – свет Уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Они и им подобные, томящиеся в тюрьмах Египта и Сирии, Саудовской Аравии и «Израиля», Афганистана и Пакистана, России и Узбекистана, в застенках концлагерей Гуантанамо и Баграма, Диего-Гарсия и Жаслыка, Чернокозово и Тадмура, да мало ли ещё где, они живут в нашей памяти и в наших сердцах. Они — живые образцы практического Единобожия и носители коранических принципов.

Именно жизнь и пример этих людей делает учение о Единобожии не записанными словами, пылящимися на книжных полках, а живой доктриной, преобразующей мир. Всевышний Аллах наделяет их слова особым весом.


Труды ибн Таймии ожили через восемьсот лет после его смерти, всего каких то сто лет назад он не упоминался в научных работах, а сегодня на его имя ссылаются прежде всех богословов.

Имама Навави знает каждый, даже новообратившийся в ислам. Тафсир Саида Кутба «Под сенью Корана» печатался при его жизни всего два раза, а только за год его смерти тафсир был опубликован четырнадцать раз. Причём его наперегонки печатали христианские издательства Ливана и Сирии, из-за финансовой выгоды, конечно, таков был интерес в исламском мире к его мысли.

И никогда вровень с их словом не станут разговоры о Единобожии тех, кто собственным примером пытался опровергать таухид, хотя он и не сходил с их уст.

Они продали свою веру за блага этой жизни, за деньги, за улыбку и благосклонность диктатора, они поменяли благополучие Уммы на собственное процветание. Кого-то из них называют муфтием, кого-то шейх аль-исламом, кого-то ректором исламского университета. Эти люди похожи на автоматы по выдачи нужных диктаторам фетв. На самом деле фетву даёт правитель, президент или король, а клерикалам стоит только порыться в библиотеках, чтобы привести прихоть господина в соответствие с канонами Ислама.

Так, при правлении в 50-х годах XX века египетского диктатора Гамаля Абдунасера, который вёл политику социализма, шейх аль-Азхара регулярно проповедовал по госрадио, что Ислам — это и есть социализм, а первой социалисткой была мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах), ибо она раздавала своё имущество бедным. Стоило только стать президентом Анвару Саадату, который больше ориентировался на Запад, а именно на США, тот же шейх начал утверждать, что капитализм — это неотъемлемая часть ислама, ведь есть хадисы о неприкосновенности частной собственности!

Афганские муллы перед вторжением американских оккупантов кричали с пеной на губах, что надо готовиться к священной войне, через месяц после падения правления Талибан они же с тем же рвением доказывали, что принципы демократии, ввезённые американцами, спасут Афганистан.

Аятоллы Ирана и Ирака во время войны между этими странами за нефтяное влияние проклинали режимы враждующей страны и благословляли армии своих стран на священную войну, в Иране муллы даже раздавали солдатам пластмассовые ключи от рая!
В России дело идет к тому, что будет неудивительно, если какой-нибудь муфтий заявит, что многие сподвижники пророка состояли в «Единой России». Их минбар не в мечетях, а в карманных общественных палатах. К ним власть относится презрительно-покровительственно: «Пусть, мол, сидят, всё равно от них вреда нет. Но так же к ним относятся и мусульмане. Слова «имам», «муфтий» или «шейх» так скомпрометировали себя, что относительно порядочным муллам уже стыдно так называться. (Председатель духовного управления мусульман нижегородской области всегда поправляет собеседников, когда его пытаются называть муфтием.)

Клерикалы в большинстве своем так же далеки от Единобожия, как их господа-диктаторы — от справедливости. Сегодня жрецы ислама, снискав благосклонность правителей, заработали немало мирских благ, выпрашивая средства на строительства мечетей; помимо мечетей они обзавелись виллами, дорогими машинами, собственными сетями магазинов и рынками в личной собственности. Но, как и все бизнесмены, они очень уязвимы и боятся потерять свои места под солнцем.

Поразительно, в России защитой несправедливо осужденных и униженных мусульман больше занимаются люди, которые никакого отношения к Исламу и Единобожию не имеют и верят только в либеральные ценности. Муфтии же (за исключением некоторых, известных своей порядочностью), когда речь заходит о защите прав мусульман, официально отрекаются от своих единоверцев. Себя же они оправдывают, мол, мы же за мир и за братство (с палачами единобожников?!)

Но Умма Мухаммада ещё не бесплодна, она продолжает рожать новых Умаров Мухтаров, Саидов Кутбов и имамов Шамилей. Пока есть единобожники-практики среди миллиарда людской пены, называемой исламской Уммой, она будет жить!

Всевышний Аллах сказал: Скажи [, Мухаммад]: "Если ваши отцы, сыновья, братья, супруги, ваши семьи, накопленное имущество, торговля, застоя которой вы опасаетесь, и жилища, которым вы радуетесь, [если все это] милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба за Его дело, то ждите же, пока не исполнится воля Аллаха. Ведь Аллах не наставляет на прямой путь грешных людей". (Покаяние, 24)

Айрат Вахитов

Исламский комитет