17 июля 2008

Осуждая других...

Как мусульмане, мы не должны забывать о том, что допускается невиновность человека в каком бы то не было случае. Ислам требует честности и беспристрастия, когда это касается осуждения других людей.

Аллах говорит: «Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника». (Сура Аль Анам, 152).

Он также говорит: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Сура Аль Маида, 8).

Неверно обвинять кого-либо в чем-либо неправильном, кроме как в случае, когда мы хорошо это знаем и имеем доказательство. Запрещается делать осуждения кого-либо, основываясь на слухах или подозрениях.

Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном». (Сура Аль Худжурат, 6).

Он также предупреждает нас: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом». (Сура Аль Худжурат, 12).

В тех случаях, когда человек вынужден упомянуть ошибки другого, хорошо было бы упомянуть также его положительные стороны. Нельзя преувеличивать значение чьей-либо ошибки и явно подчеркивать его вину, особенно, если возможно, что ошибка была серьезной или совершена, когда правда известна на 100%.

Если ошибка человека установлена точно или доказана, тогда не будет неправильным предупредить людей об этом и выявить правду. Но исправление ошибки должно делаться должным образом, вежливо, так, чтобы не отдалить людей. А ошибку следует исправлять, не посягая на что-то иное помимо нее. Например, совершившего ошибку человека не следует обвинять в том, что у него плохие намерения или дурное побуждение.

Аль-Дахаби, говоря об ошибках ученых, сказал следующее: «Если бы нам приходилось обличать, тех, кто совершил ошибку, предавать осуждению или объявлять таковых зачинщиками новаторства людей, обладающих только хорошей верой и искренне ищущих истину – тогда вряд ли кто из наших ученых был бы пощажен». [Сийар аль-алям ан-нубаля (14/374)].

Мы не должны забывать, о том, что люди, обладающие знанием, умом, честностью и благочестием, которые тщательны в своем поиске и чаще всего правильны в заключениях, должны быть прощены, если ошибаются, осуждая кого-то непреднамеренно.

Их хорошие качества и дела не должны обходиться вниманием. Конечно же, мы не следуем тому, что было указано неправильно независимо от того, от кого исходит ошибка. Тем не менее, мы не пользуемся этим, для того чтобы свести на нет добро, которое человек совершил.

И Аллаху ведомо лучше.


Шейх Ахмад аль-Худайри

Ярлыки: